Когда уходят близкие

  Смерть близких людей — всегда горе. Она приходит в любой дом, унося кого-то, и мимоходом ранит сердца всех остальных. Понятно, что мы все умрем, но думать о смерти не хочется, да и говорить тоже. Не принято у нас говорить о смерти. А когда она приходит, то мы оказываемся не готовыми к ее приходу. Смерть — неизбежный процесс, ее отменить нельзя, а раз так, то хорошо бы знать, как себя вести, если она посетила ваш дом, чтобы последствия ее прихода не стали разрушительными для всех остальных.

МАТЕРИАЛИСТЫ И ИДЕАЛИСТЫ

  Материалист уверен, что после смерти ничего нет. Просто тело распадается на части и все. Для него смерть — это вечная разлука с любимым и дорогим существом. Слово «НИКОГДА» горит в его душе нестерпимым огнем. Идеалист, то есть человек верующий в идеальное-в Бога, верит в посмертие. Для него за смертью продолжается жизнь. Во всех религиозных конфессиях четко разработаны ритуалы, и существуют объяснения дальнейшей жизни после смерти. С психологической точки зрения идеалист находится в более выгодном положении, чем материалист. Для него разлука временна. Для него брезжит свет в конце туннеля. А для материалиста смерть — это навсегда. От этого горечь потери бывает во сто крат сильнее, чем у человека, верящего в потустороннюю жизнь.

ОТНОШЕНИЕ К НЕИЗБЕЖНОСТИ

  Поскольку для каждого смерть неизбежна, постольку и существуют обычаи захоронения людей. Им всегда придавалось и придается большое значение. Ведь с уверенностью можно сказать про любого человека только одно — он умрет. А вот когда и как, про это не сумеет сказать никто. Даже астрология не замахивается на это предсказание. Как говорится: «На все воля Божья».
Для всех живущих людей — смерть — явление тяжелое и относиться к ней следует со всей серьёзностью. Неподготовленный к смерти близких людей человек может не выдержать этого и заболеть, а это не нужно никому, даже умершему.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

  Есть ли жизнь после смерти? Этот вопрос, наверное, волнует каждого человека. Некоторые даже пытаются заглянуть за границу нашего земного существования и понять, что за ней. Для этого используются все возможности. Это и многовековой опыт христианства и других религиозных конфессий, имеющих свидетельства загробной жизни, воспоминания людей, переживших клиническую смерть, наблюдения экстрасенсов, опыты спиритов. Все наблюдения разные, но объединяет их один общий момент — везде указываются определенные дни после смерти, когда с человеком что-то происходит. Это 3-й, 9-й, 40-й дни и год после смерти. С удивительным постоянством об этом упоминают христианские, буддистские, иудейские, мусульманские, индуистские, зороастрийские и даже языческие религиозные источники. Если суммировать все знания и описать их современным языком, получится примерно такая картина.

  Первый этап. После того, как душа рассталась с телом, человек испытывает удивительное облегчение. У него перестает что-либо болеть, и появляется удивительная легкость. Человек видит себя нормальным и здоровым, но в тоже время видит и свое распростертое тело, видит людей, окружающих его тело. Он все слышит, все понимает, пытается заговорить с окружающими, но с горечью понимает, что его никто не слышит. Это очень трудное время для умершего. На протяжении трех дней умерший не может удалиться от своего тела далеко. Именно поэтому похороны назначают на третий день.

  Второй этап. После третьего дня душа получает возможность перемещаться в пределах места, где раньше жил человек. В это время происходит вспоминание того, как раньше, до рождения, жил этот человек, вернее, тех его возможностей, того способа жизни, которые у него когда-то были. В это время восстанавливаются утраченные и забытые навыки и, видимо, еще много такого, о чем мы не знаем. Этот период длится до девятого дня, если считать от момента смерти.

  Третий этап. Далее, до сорокового дня, душа человека проходит всякие, говоря по-православному мытарства, то есть искушения и препятствия. После сорокового дня душа приходит на суд Божий, и после суда ей определяется место пребывания.

ВАЖНЫЕ ОБЫЧАИ

  Теперь давайте вспомним обычаи. Человека, как правило хоронят на третий день. Все три дня разрешается плакать о покойнике, голосить, причитать. Умерший все видит и все слышит. Именно поэтому говорят, что про покойников нельзя говорить ‘ плохое. Он слышит все хорошие слова о себе, ведь при жизни мы так мало слышим о себе хорошего. От этого ему становится легче примириться с новым состоянием.

  В это время умершего поджидают всякие неожиданности. Например, он, перемещаясь в пространстве своей квартиры, может подойти к зеркалу, в котором увидит всех, кроме себя. Это шокирует, поэтому зеркала занавешивают.

  В православии полагается отпеть покойника, то есть совершить обряд, который облегчает посмертные страдания. Полагается также в течение сорока дней поминать покойного специальными молитвами, как в храме, так и дома. Они тоже помогают умершему. Сам умерший человек уже не в состоянии изменить что-либо в своем посмертии, поскольку оно определяется всей его прожитой жизнью. А вот по молитвам живых участь умершего может быть значительно облегчена.

СЛЕЗАМИ ГОРЮ НЕ ПОМОЖЕШЬ

  Во всех религиозных конфессиях существует запрет на долгое оплакивание покойного. Первые три дня — пожалуйста, а потом прочитали молитву, и уже нужно отвлекаться от горестных мыслей, поскольку мы можем существенно мешать ему в том мире. Считается, что стоит подумать об умершем — он оказывается рядом, и начинает слышать все, что про него думают и говорят. И вынужден слушать иногда долго и часто, будучи не в силах ничего изменить. От этого возрастают душевные муки усопшего. Но мы, живые мало думаем о действительных муках ушедшего человека. Долгие слезы — это поблажка своему эгоизму, мы жалеем себя, а не усопшего.

  Многие люди, которые очень долго плакали об умерших, вспоминают, что усопшие начинают часто сниться, жалуясь во сне, что им плохо, сыро и т. д. Если бы люди знали, до какой степени они осложняют существование умершим своими вечными причитаниями и слезами, то они отказались бы от этого.

О ПАМЯТИ

  Это не значит, что про умерших не надо вспоми­нать, наоборот. Всех близких людей помнить важно, только делать все надо по-умному. В православии система вспоминания покойных тщательно разрабо­тана.

  Во-первых, существуют специальные, так назы­ваемые, дни поминовения усопших, их еще называют родительскими субботами.

Таких дней в году девять:

  • за 8 дней до Великого поста
  • субботы на 2-й, 3-й и 4-й неделях Великого поста
  • Радоница — это 9-й день после Пасхи во вторник
  • суббота перед Троицей
  • 9 мая
  • 11 сентября
  • суббота перед 8 ноября

  Во-вторых, в день рождения, день смерти и день именин также необходимо поминать умершего и посещать кладбища. Всего получается 12 дней в году. Во все эти дни наши умершие ждут, чтобы их вспомнили.

ПОМОГАЮТ МОЛИТВЫ

  Выверенный в веках опыт отношения к нашим дорогим людям, ушедшим от нас, дает бесспорное облегчение человеку в таком трудном испытании. Чтение акафиста «За единоумершего» очень улучшает даже физическое состояние, уж не говоря о душевном. Чтение молитв успокаивает душу, уменьшает тягость, ослабляет чувство безысходности даже у почти неверующих людей.

  Верующим в таких ситуациях, безусловно, значительно легче, их состояние облегчается верой в загробную жизнь. Кстати, никто из атеистов так и не доказал, что ее нет.

ПЕРЕЖИТЬ И ОТПУСТИТЬ

  В любом случае, если это страшное горе пришло в ваш дом, не стоит после этого посвящать всю свою жизнь постоянному вспоминанию его. Не стоит постоянно прокручивать его в памяти. Мучить себя этим, да и своих близких тоже. От постоянных мучительных воспоминаний никто не становится лучше и здоровее. Забывать дорогих негоже, но и мучить и себя и их еще хуже.

  Очень важно правильное отношение к любым событиям. Трудное событие необходимо правильно пережить и отпустить от себя во имя живых, во имя спокойствия умерших. В конце концов, мы все там будем, все приобщимся к вечности, и для нас станут очень важными переживания наших близких людей. Хорошо, если бы они поступили правильно по отношению к нам. Но это возможно, только если мы сами научим их правильно действовать и правильно понимать происходящее. Правда, сначала нужно научиться этому лично, а уж потом передавать опыт другим.

  Горе есть горе, но оно не есть безысходность. Зачастую горе просветляет человека, заставляет его подняться над обыденностью, делает лучше и чище.

  Главное не оставлять за собой долгов любви и внимания к умершему человеку. Тот, кто был внимателен и заботлив, не мучается угрызениями совести в отношении умершего. Опыт потерь — это всегда опыт понимания того, что имел. Без потерь не бывает полного осознания, а значит и мудрости.

  Пусть горе обходит ваш дом стороной. Но если оно постучалось в ваш дом, то пусть у вас найдутся силы и мудрость пережить его правильно.